Главная \ Выигранные дела \ Обжалование административного протокола в Арбитражном суде Санкт-Петербурга.

Обжалование административного протокола в Арбитражном суде Санкт-Петербурга.

Обжалование административного протокола в Арбитражном суде Санкт-Петербурга.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 июля 2014 года                                                              Дело № А56-430/2014

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 31 июля 2014 года.

 

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкина Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Тетериным А.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

 

заявитель Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области "Кировский политехнический техникум"

заинтересованные лица 1) Отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Ленинградской области

                                     2) УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

 

об оспаривании постановления от 12.12.2013 к протоколу №564 от 10.12.2013

 

при участии

от заявителя: Алпатов К.Г., доверенность от 04.07.2014

                       Позднякова С.А., доверенность от 01.07.2014   

от заинтересованных лиц: 1), 2) Кривенкова А.Н., доверенность №1/5-5387 от 27.12.2013

 

установил:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области "Кировский политехнический техникум" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Ленинградской области о назначении административного наказания от 12.12.2013 к протоколу №564 от 10.12.2013.

Заинтересованные лица заявленные требования не признали, поскольку постановление является законным и обоснованным.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

В ходе административного расследования Отделом установлено, что с 01.09.2010 Учреждение оказывало образовательные услуги в виде получения образования по очной форме обучения гражданину Республики Кыргызстан Маликову Урматбеку Маликовичу, 13.12.1993 г.р., незаконно находящемуся в Российской Федерации и обучавшемуся в Кировском политехническом техникуме за счет средств бюджета Российской Федерации.

10.12.2013 в отношении Учреждения составлен протокол №564 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ.

Постановлением  от 12.12.2013 к протоколу №564 от 10.12.2013 Учреждению назначено административное наказание по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Учреждение не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

Статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности проведения приема иностранных граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования установлены главой XI «Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2009 № 4.

Пунктом 92 указанного порядка определено, что при подаче заявления о приеме в образовательное учреждение на основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования поступающий предъявляет копию документа, удостоверяющего личность поступающего, либо документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Как следует из материалов дела, Учреждение с 01.09.2010 оказывало образовательные услуги гражданину Республики Кыргызстан Маликову Урматбеку Маликовичу, 13.12.1993 г.р., незаконно находящемуся в Российской Федерации.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, Учреждение обязано было выполнить требования по оказанию услуг иностранному гражданину.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, суд считает сумму штрафа в размере 250 000 рублей завышенным и не соответствующим тяжести совершенного правонарушения.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении №4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Принимая во внимание, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

С учетом данных разъяснений Конституционного суда, суд считает, что наложение на Общество административного штрафа в размере 250 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 50 000 рублей.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

 

1.                            Признать незаконным и отменить постановление Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кировском районе Ленинградской области от 12.12.2013 к протоколу №564 от 10.12.2013 о привлечении ГБОУ СПО ЛО "Кировский политехнический техникум" к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

2.                            В остальной части отказать.

         

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

 

Судья                                                                           Галкина Т.В.